Правовой центр Олега Некрасова
лучшие традиции российского права




Главное & новости arrow Главное & новости arrow В Москве разрешили без торгов приобретать смежные земельные участки
В Москве разрешили без торгов приобретать смежные земельные участки Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг:  / 2
Плохо Отлично 
Статья написана 15.04.2013, актуализирована 15.04.2013, статью прочли 11375 раз.

В Москве собственникам земельных участков, землепользователям, арендаторам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения разрешили без торгов приобретать смежные земельные участки.

Такой вывод можно сделать после ознакомления с Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Многие обсудили этот закон, который вводит упрощенный порядок изъятия, предоставления земель на присоединяемых к Москве территориях. Этот закон, кроме основных аспектов, как часто встречается, вводит ряд положений, прикрепленных к нему, как к "паровозу". Поэтому коснемся другого момента, который может повлиять на земли всей территории Москвы. Это статья 24, которая появилась в Законе ко второму чтению и внесена в виде поправки Гончаром Н.Н. (см.страницу 141 таблицы поправок ко второму чтению).

Ссылка на текущую редакцию закона в К+

    Согласно статье 24 Закона, установлены следующие особенности предоставления в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы смежных земельных участков собственникам земельных участков, землепользователям, арендаторам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения:
  1. 1. Собственники земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  2. 2. Арендаторы земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести в аренду без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  3. 3. Юридические лица, которые указаны в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации и которым на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести на праве постоянного (бессрочного) пользования без предварительного согласования мест размещения объектов смежные земельные участки, которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  4. 4. Религиозные организации, которым в безвозмездное срочное пользование предоставлены земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, вправе приобрести на праве безвозмездного срочного пользования без предварительного согласования мест размещения объектов смежные земельные участки, которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  5. 5. Лица, указанные в частях 1 - 4 настоящей статьи, приобретают права на смежные земельные участки в соответствии с правилами, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, на основании решений уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы о предоставлении смежных земельных участков.
  6. 6. В случае, если в отношении земельного участка, на котором находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, проведен государственный кадастровый учет и в государственный кадастр недвижимости до утверждения проекта межевания территории внесены сведения о местоположении границ такого земельного участка, собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном на таком земельном участке, вправе приобрести бесплатно в общую долевую собственность в качестве общего имущества на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы находящийся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленный иным лицам смежный земельный участок при условии, что в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этого смежного земельного участка предусматривается для эксплуатации, обслуживания и благоустройства данного многоквартирного дома.

Таким образом, земельные участки предоставляются как без предварительного согласования мест размещения объектов, так и без проведения торгов. Участки для целей применения статьи должны быть смежными, находиться в публичной собственности, а в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации зданий, строений, сооружений лиц, претендующих на эти участки.

Особый вопрос вызывает относимость указанной нормы ко всей территории Москвы, а не только к присоединенным территориям.

Можно сказать, что в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона, его положения настоящего Федерального закона применяются только к отношениям на присоединенных территориях, однако налицо возможность трактовки статьи в отношении всей территории города - такой вывод позволяет сделать размещение статьи 24 (в разделе "Заключительные положения") и формулировка ее названия (речь в названии идет о предоставлении смежных земель в границах всего субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), а также анализ других статей закона, (в случае, если статья касается присоединенных территорий, дается привязка к объектам регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона).

Особый интерес нововведение представляет в первую очередь также для собственников зданий и жилых домов, поспешивших оформить землю до полного межевания кварталов - часто оформление земель до централизованного межевания кадастровых кварталов происходило "под отмостку" - только в размере проекции здания, и земельные участки, прилегающие и необходимые для использования этих объектов не всегда удавалось приобрести в порядке статей 552 Гражданского кодекса, статьи 36 Земельного кодекса или статьи 16 Закона о введении Жилищного кодекса. Очень часто между собственниками зданий, строений и сооружений и московскими властями разгорались судебные споры по вопросу размера необходимого для эксплуатации земельного участка.

Однако после того, как цены на приобретение земель перестали быть льготными, в 2013 году стало понятно, что внутриквартальные земельные участки, и участки, расположенные между домами, зданиями, сооружениями приобретать никто не торопится - их стоимость огромна, а налоговое бремя за владение ими велико. Запользовать эти земли власти не могут - в силу нормативов, площади требуются для эксплуатации зданий собственников, которым раньше "обрезали" участки. Третьим лицам такие внутренние земли тоже не нужны, поэтому проведение торгов бессмысленно.

Поэтому, безусловно, такой шаг властей понятен - стимулирование приобретения земель позволит хотя бы увеличить налоговые и арендные доходы с одной стороны, а с другой - земли приобретут своего хозяина.

Вместе с тем, учитывая, что кадастровая стоимость земель в Москве часто равна рыночной, нельзя говорить о том, что среди собственников возникнет волна обращений - временное снижение выкупной ставки произвело бы гораздо больший эффект (причем не только сиюминутный, в виде пополнения бюджета при реализации земель, но и отложенный - за счет платы за землю будущих периодов, а также доходов и поступлений от застройки смежных земель).

Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, 18.04.2013 (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации https://www.pravo.gov.ru - 08.04.2013).

Публикация закона на портале www.pravo.gov.ru

Карточка законопроекта в Государственной Думе РФ

< Пред.   След. >

Перейти к совету юриста Перейти к платным услугам
Быстро и бесплатно через запрос с сайта
Информация о ценах на платную юридическую помощь

* Персональные данные (сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни, позволяющие идентифицировать личность) публикуются только с письменного разрешения доверителей. Указанные сведения могут быть изъяты из текста или заменены на сведения, не позволяющие идентифицировать личность.
** Для детей старше 16 лет. Классификация информационной продукции осуществлена самостоятельно. На сайте возможно наличие информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено (элементы баз данных решений судов и дел могут содержать описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия, а также информацию, вызывающую у детей страх, ужас или панику, в том числе в виде описания ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий). См. подробнее.


© Некрасов Олег Сергеевич. 2002-2023. Правовой центр Олега Некрасова - www.Nekrasov.pro (алиасы www.nekrasoff.ru, www.Некрасов.РФ, www.nekrasov.center). Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-44013, выдано Роскомнадзором 22.02.2011 года. Исключительное право на произведение охраняется законом. Ссылки и цитирования без указания автора и наименования издания запрещены. Для получения прав направьте запрос по адресу vopros@nm.ru или позвоните по телефону +74955054656.